Цель освоения дисциплины ПСС.
Целью освоения дисциплины «Профессиональное спортивное совершенствование» является приобретение и совершенствование теоретических знаний, практических умений и навыков в
избранном виде спорта для формирования профессиональных компетенций бакалавров физической культуры в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 49.03.04 -
«Физическая культура», профиль «Спортивная подготовка в игровых видах спорта».

Задачи дисциплины:
Овладение и развитие теоретических знаний и понятий в области избранного вида спорта;
Совершенствование у учащихся специализированных навыков в избранном виде спорта;
Совершенствование общефизической и специально-физической подготовленности студентов;
Овладение теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками по организации и
судейству соревнований в избранном виде спорта;
Приобретение компетенций, необходимых для ведения успешной профессиональной деятельности бакалавра физической культуры.


Планируемые результаты обучения
В результате освоения данной дисциплины у обучающихся формируются следующие
компетенции:
ОПК-1: способен планировать содержание занятий с учетом положений теории физической
культуры, физиологической характеристики нагрузки, анатомо-морфологических и психологических особенностей занимающихся различного пола и возраста.
ОПК -2 Способен осуществлять спортивный отбор и спортивную ориентацию в процессе занятий.
ОПК-4. Способен проводить тренировочные занятия различной направленности и организовывать участие спортсменов в соревнованиях в избранном виде спорта.
ОПК-10. Способен организовать совместную деятельность и взаимодействие участников деятельности в области физической культуры и спорта.
ОПК-12. Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами сферы физической культуры и спорта и нормами профессиональной
этики.
ОПК-13. Способен осуществлять организацию и судейство соревнований по избранному виду
спорта.
ОПК-14. Способен осуществлять методическое обеспечение и контроль тренировочного  процесса.

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы
Код и наименование компетенции Этапы формирования
ОПК-1
Способен планировать содержание занятий с учетом положений
теории физической культуры, физиологической характеристики
нагрузки, анатомо-морфологических и психологических особенностей занимающихся различного пола и возраста
1.Работа на учебных занятиях
2. Самостоятельная работа
ОПК-2
Способен осуществлять спортивный отбор и спортивную ориентацию в процессе занятий
1.Работа на учебных занятиях
2. Самостоятельная работа
ОПК-4
Способен проводить тренировочные занятия различной направленности и организовывать участие спортсменов в соревнованиях
в избранном виде спорта
1.Работа на учебных занятиях
2. Самостоятельная работа
ОПК-10
Способен организовывать совместную деятельность и взаимодействие участников деятельности в области физической культуры и
спорта
1.Работа на учебных занятиях
2. Самостоятельная работа
ОПК-12
Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами сферы физической
культуры и спорта и нормами профессиональной этики
1.Работа на учебных занятиях
2. Самостоятельная работа
ОПК-13
Способен осуществлять организацию и судейство соревнований
по избранному виду спорта
1.Работа на учебных занятиях
2. Самостоятельная работа
ОПК-14
Способен осуществлять методическое обеспечение и контроль
тренировочного и образовательного процесса
1.Работа на учебных занятиях
2. Самостоятельная работ

Примерные экзаменационные вопросы.
1. Спортивная тренировка как педагогический процесс: цель, задачи, основные функции и структура.
2. Общая характеристика основных сторон, видов и разновидностей спортивной подготовки.
3. Проблема всесторонней подготовки в спорте.
4. Специальная физическая подготовка: цель, задачи, характеристика средств и методов.
5. Соотношение средств общей и специальной физической подготовки.
6. Оптимальный подбор наиболее эффективных средств и методов общей и специальной физической подготовки.
7. Средства физической подготовки спортсменов: принципы подбора и классификация.
8. Основы обучения двигательным действиям: принципы, средства, методы.
9. Метод целостно-конструктивного упражнения.
10. Метод расчленено-конструктивного упражнения.
11. Словесные, наглядные и практические методы обучения.
12. Обще-подготовительные и специально-подготовительные упражнения.
13. Сущность вспомогательных и подводящих упражнений.
14. Эффективные средства и методы в обучении техники.
15. Эффективные средства и методы при начальном обучении техники ИВС.
16. Использование имитационных движений. Использование специальных тренажеров.
22
17. Эффективные средства и методы в процессе совершенствования техники ИВС.
18. Круговой метод подготовки – задачи и форма организации.
19. Методы развития выносливости и повышения работоспособности.
20. Повторный метод – задачи и этапы подготовки.
21. Переменный метод.
22. Интервальный метод.
23. Метод прогрессирующих нагрузок.
24. Вариативный метод.
25. Контрольный метод.
26. Соревновательный метод.
27. Сущность, структура и общая характеристика спортивной нагрузки.
28. Виды физических нагрузок.
29. Нагрузка физическая и функциональная.
30. Психологическая нагрузка.
31. Сущность двигательного действия, физического воздействия и характеристика видов.
32. Принципы соответствия физических нагрузок.
33. Принцип соответствия психологических и функциональных нагрузок.
34. Принцип пороговых нагрузок.
35. Принцип сверхнагрузок.
36. Понятие форсированных нагрузок.
37. Возрастные особенности и физические нагрузки.
38. Отдых как основной компонент структуры физической нагрузки и характеристика
его видов.
39. Общая характеристика многолетней спортивной подготовки.
40. Сущность периодизации и этапности многолетней спортивной подготовки.
41. Основные этапы многолетней спортивной подготовки.
42. Сущность преемственности этапов многолетней спортивной подготовки.
43. Проблемы перехода из юношеского спорта во взрослый.
44. Понятие «спортивной формы» в системе многолетней спортивной подготовки.
45. Задачи и общая характеристика подготовки юных спортсменов на этапе предварительной подготовки.
46. Задачи и общая характеристика подготовки спортсменов на этапе начальной спортивной подготовки.
47. Задачи и общая характеристика подготовки спортсменов на этапе спортивной специализации.
48. Задачи и общая характеристика подготовки спортсменов на этапе углубленной
спортивной подготовки.
49. Задачи и общая характеристика подготовки спортсменов на этапе спортивного совершенствования.
50. Задачи и общая характеристика подготовки спортсменов на этапе высшего спортивного мастерства.
51. Задачи и общая характеристика подготовки спортсменов на этапе спортивного
долголетия.
52. Задачи и общая характеристика подготовки ветеранов спорта.
53. Общая характеристика средств и методов многолетней системы спортивной подготовки.
54. Эффективные средства и методы в тренировке спортсменов на этапе предварительной подготовки.
55. Эффективные средства и методы в тренировке спортсменов на этапе начальной
спортивной подготовки.
56. Эффективные средства и методы в тренировке спортсменов на этапе спортивной
23
специализации.
57. Эффективные средства и методы в тренировке спортсменов на этапе углубленной
спортивной подготовки.
58. Эффективные средства и методы в тренировке спортсменов на этапе спортивного
совершенствования.
59. Эффективные средства и методы в тренировке спортсменов на этапе высшего
спортивного мастерства.
60. Эффективные средства и методы в тренировке спортсменов на этапе спортивного
долголетия.
61. Учет возрастных особенностей спортсменов на этапе предварительной подготовки.
62. Учет возрастных особенностей спортсменов на этапе начальной спортивной подготовки.
63. Учет возрастных особенностей спортсменов на этапе спортивной специализации.
64. Учет возрастных особенностей спортсменов на этапе углубленной спортивной
подготовки.
65. Учет возрастных особенностей спортсменов на этапе спортивного совершенствования.
66. Учет возрастных особенностей спортсменов на этапе высшего спортивного мастерства.
67. Учет возрастных особенностей спортсменов на этапе спортивного долголетия.
68. Влияние возрастных особенностей на работоспособность спортсменов на различных этапах многолетней спортивной подготовки.
69. Понятие и сущность спортивного отбора.
70. Задачи спортивного отбора.
71. Критерии спортивного отбора.
72. Виды спортивного отбора.
73. Методы спортивного отбора.
74. Педагогические методы спортивного отбора.
75. Психологические методы спортивного отбора.
76. Социологические методы спортивного отбора.
77. Медико-биологические методы спортивного отбора.
78. Требования к тестам: валидность, надежность, объективность, простота и доступность.
79. Морфологические критерии спортивного отбора.
80. Требования к уровню физической подготовленности при спортивном отборе.
81. Паспортный и биологический возраст в спортивном отборе.
82. Понятие спортивной одаренности и перспективности.
83. Начальный спортивный отбор: основные задачи, методы, критерии.
84. Перспективный спортивный отбор: основные задачи, методы, критерии.
85. Соревновательный отбор.
86. Этапы спортивного отбора.
87. Прогнозирование в спорте.
88. Основные задачи и виды спортивного прогнозирования.
89. Особенности прогнозирование результатов в юношеском спорте.
90. Особенности прогнозирования результатов в спорте высших достижений.
91. Система спортивного отбора в сборные команды.
92. Перспективы совершенствования системы отбора в сборные команды.
93. Отбор – как составляющая многолетней спортивной подготовки.
94. Документы, регулирующие спортивный отбор.
95. Эффективность спортивного отбора и прогнозирования на различных этапах спортивной подготовки.
24
96. Соревнование как эффективный критерий отбора.
97. Объективные и необъективные критерии отбора.
100.Основные проблемы спортивного отбора.